"А вдруг война?" - игра на основе "Карт-Призваний" в коллективном формате прошла
8 ноября 2019 года, в ВСПГУ, в рамках Всероссийской научной конференции "Самоопределение личности в образовании и профессии" памяти А.Г.Крицкого прошёл мастер-класс Светланы Седун "А вдруг война?" (стратегии социального выживания).
На мастер-классе присутствовало 27 человек (студенты педагоги-психологи, преподаватели, а также специалисты сходного профиля примерно в равных пропорциях). Волгоградский мастер-класс "А вдруг война?" по счёту - второй. Апробация программы состоялась 21 апреля в Москве, в Шанинке, в рамках Московской нарративной конференции-2019. Тогда на апробации присутствовали 30 человек (преимущественно психологи и нарративные практики, нормальное распределение по возрасту). Игра "А вдруг война?", проводится как в индивидуальном, так и в коллективном формате. Её прагматическая задача - мягкое знакомство с травмами семейной истории, анализ личных ресурсов, необходимых при встрече с условиями, ставящими вопрос о социальном выживании, формирование позитивной, помогающей установки в экстремальных социальных ситуациях. В психологическом ключе, данная игра позволяет работать с личной тревогой в отношении социально-значимых событий, через игровые условности "экстремальной ситуации", обнаруживать актуальные и значимые для личности "здесь и сейчас" ресурсы выживания. Игра также помогает перейти от неосознаваемых паттернов социального выживания в экстремальной ситуации (продиктованных сценариями и травмами личной и семейной истории), к устойчивым, универсальным ресурсам социального и физического выживания, завязанным на фундаментальные жизненные смыслы* конкретной личности. Проявление этих смыслов в её жизни и деятельности. В методическом плане, игра демонстрирует функциональную связь между неосознаваемыми паттернами социального выживания, ресурсными ролями субъекта деятельности и фундаментальными смыслами деятельности, стоящими за поведением конкретной личности в значимой ситуации индивидуального и коллективного выживания, преодоления глобальных общественных кризисов. Из заметок о волгоградском семинаре можно особо выделить необычный выбор игровых ситуаций участниками. В то время как московские участники равномерно распределяли свой выбор по 14 предложенным игровым экстремальным ситуациям (таким как гражданская война, эпидемии, экологические катастрофы, информационная депривация и т.п.), половина волгоградской группы предпочла работать с ситуацией "Голод". Стоит заметить, что Волгоград - город, имеющий совершенно особый дискурс, связанный с событиями Второй мировой войны, а также историю голода 1920-х годов в Поволжье. Участники конференции также отмечают возможную связь данного выбора с депрессивной экономической ситуации в регионе. До нынешнего момента игра проводилась на представителях помогающих профессий, и в области смыслов неизменно проявляет предпочтение участниками коллективных сценариев выживания, приоритет взаимопомощи и взаимной поддержки.
С.С: "Игра "А вдруг война?" родилась практически случайно. Но и закономерно, конечно. Вначале, это был индивидуальный запрос на работу с фантазиями о весьма реалистичных жизненных ситуациях социального масштаба, порождающими тревогу. Такими, как, например, опасения по поводу гражданской войны, эпидемии, внезапной экологической катастрофы и т.п..
Поскольку мы нередко используем фантазию о некой особой ситуации, чтобы проявить через неё актуальные смыслы, ценности и ресурсы, имеющие место и значение в жизни человека "здесь и теперь", я решила обратить данные фантазии в повод для работы с ресурсами и базовыми смыслами личности клиента.
Изначально, идея использования "Карт-Призваний" заключалась в том, чтобы актуализировать через них личные и семейные сценарии выживания индивида, что могло бы снизить его общую тревогу перед субъективно возможными для него ужасными событиями будущего, обрести уверенную деятельную опору (деятельную идентичность) в подобных ситуациях. Индивидуальные сессии показали действенность выбранной консультативной стратегии. Но только перевод упражнения в специфичным образом выстроенный коллективный формат привнёс в работу совершенно новый пласт - переход личности от семейно-обусловленного сценария выживания к фундаментальным личным смыслам* социального выживания в деятельности."